Модель двойного контроля, новинка

Опубликовано: 1.4.2019
как хочет женщина: модель двойного контроля

Чем глубже я изучала модель двойного контроля, еще будучи студенткой университета, тем яснее понимала человеческую сексуальность.

Центральная нервная система (мозг и позвоночник) состоит из многочисленных пар газ — тормоз; например, симпатическая нервная система (газ) и парасимпатическая нервная система (тормоз). Ключевая идея модели двойного контроля заключается в том, что те же закономерности и механизмы, работающие в нервной системе, работают и в отделе головного мозга, регулирующем сексуальные ощущения: существуют газ и тормоз, отвечающие за секс. (Вот что писал Даниэль Канеман в исследовании по экономике, за которое получил Нобелевскую премию: «Будьте уверены, что сделали серьезный прорыв в развитии своей теории, если вы не понимаете, как же вы раньше не замечали очевидного». По этой логике развивалась теория самого Канемана; так же формировалась и теория двойного контроля. Как только нобелевский комитет наконец соберется с мыслями и признает, какой важный вклад в развитие науки сделали Эрик и Джон, я отправлю ребятам большущую корзину фруктов.) Таким образом, модель двойного контроля, описывающая сексуальную реакцию, состоит, как нам и подсказывает название, из двух частей.

Об остальных особенностях женского желания и о том, как работать с обеими системами, читайте в книге «Как хочет женщина».

У некоторых и SIS, и SES крайне чувствительны; у других обе системы обладают низкой чувствительностью. Есть люди, у которых заметно активнее SES или SIS.

Хочу подробнее рассказать вам о модели двойного контроля. В конце 1990-х годов ее разработали Эрик Янсен и Джон Бэнкрофт в Институте Кинси. Модель двойного контроля описывает не только то, что происходит на стадии возбуждения (эрекция, увлажнение и прочее), но и сам механизм, управляющий сексуальным возбуждением, контролирующим, как и когда вы реагируете на возбуждающие сигналы, звуки, ощущения и мысли.

Эта система в нашем мозгу отвечает за все наши сексуальные импульсы. Что это такое и как ее раскачать? Рассказываем. Под катом материалы 18+.

Система сексуального возбуждения (SES) — это педаль газа в механизме формирования сексуальных реакций. Данная система получает информацию о сексуальном стимуле из окружающей среды: что-то, что вы видите, слышите, запах или вкус чего чувствуете, к чему прикасаетесь, — и сигнал из мозга отправляется в гениталии: «Включиться!». SES постоянно сканирует внешний контекст (куда включены и ваши собственные чувства и мысли) в поиске сексуально возбуждающих факторов. Вы и не замечаете работу SES, пока не почувствуете, что возбудились и ищете сексуального удовольствия.

Вот и все, что я хотела сказать о сути модели двойного контроля: есть тормоз, есть газ. Конечно, вокруг существует еще масса деталей, но даже если ограничиться самым общим пониманием, многое становится понятно, и любые проявления сексуального поведения (а также дисфункции) можно рассматривать как баланс или дисбаланс между работой тормоза и газа. Если у вас проблемы с каким-то из аспектов сексуального поведения, возможно, дело в том, что газ не получает достаточно серьезного стимула. Или на тормоз приходит слишком сильный стимул. Очень часто люди, испытывающие недостаток сексуального желания или проблемы с достижением оргазма, считают, что дело в слабой работе газа.

«Для того, чтобы раскрыть свой сексуальный потенциал на полную, нужно включить все включатели и выключить все выключатели. Это так называемая система двойного контроля», — пишет эксперт по сексуальному воспитанию Эмили Нагоски в своей книге «Как хочет женщина».

Согласно принципам модели двойного контроля, возбуждение — это результат двух процессов: активации возбуждения и деактивации торможения. Поэтому уровень сексуального возбуждения в каждый момент времени — результат того, насколько активно стимулируется механизм возбуждения и как мало стимуляции получает механизм подавления. А еще крайне важно, насколько чувствительны газ и тормоз к получаемой стимуляции.

Системы сексуального возбуждения и подавления, SES и SIS, — это индивидуальные признаки, присущие любому человеку и не особенно меняющиеся с течением жизни. Но, как и характеристики интроверт/ экстраверт, они по-разному проявляются у разных людей. У всех нас есть фаллосы и уретры (и в этом мы убедились в главе 1); у каждого есть педаль газа и тормоз, являющиеся частью центральной нервной системы (мы же все устроены одинаково!). Но чувствительность SIS и SES у всех разная (ведь мы все разные!), что и объясняет разную степень возбуди- мости, то есть способности почувствовать возбуждение.

Есть и вторая система тормозов. Она больше похожа на ручной тормоз в автомобиле или такой слабый сигнал, как «да нет, спасибо, не сейчас». Если попробуете поехать на ручнике, вы, вероятно, доберетесь до пункта назначения, но потратите больше времени и бензина. Если «ножной тормоз» ассоциируется в первую очередь со страхом последствий от ваших действий, то «ручной тормоз» — это страх неудачи, скажем, страх не достигнуть оргазма.

В этой книге, говоря о тормозе, я буду иметь в виду обе системы подавления, так как реальность показывает, что стратегии ослабления или отключения одинаковы для обоих видов. Есть шанс, что в ближайшее десятилетие предложат поведенческие стратегии или даже препараты, работающие только с одним из двух типов тормозов. Но пока вам не нужно задумываться над тем, на какой именно тип тормоза вы воздействуете, чтобы понять, как перестать на него давить.

Система сексуального подавления (SIS) — это педаль тормоза в механизме формирования сексуальных реакций. Говоря «подавление», я не имею в виду «застенчивость» — здесь речь о команде «выключить» на неврологическом уровне. Исследования показывают, что существует даже две системы тормозов, и это отражает двойственность функций системы подавления. Часть тормозов работает почти так же, как и система возбуждения: замечая во внешней среде угрозу — что-то из того, что вы видите или слышите, к чему прикасаетесь, какой-то запах, вкус, образ, — система посылает сигнал: «Выключиться!». Вроде педали тормоза в автомобиле, реагирующей на замеченный в конкретный момент стимул. Система возбуждения находится в постоянном поиске сексуально возбуждающих факторов; система подавления ищет сигналы, интерпретируемые мозгом как повод к подавлению сексуального желания. К ним относятся и риск заболеваний, передаваемых половым путем, и риск нежелательной беременности, социальные последствия и прочее. И на протяжении всего дня в мозг поступает сигнал «Выключиться!». Эта часть тормоза отвечает за то, чтобы мы не возбудились в неподходящий момент: скажем, на серьезном рабочем совещании или на семейном обеде. Эта же система дает сигнал, когда вы обнимаетесь с партнером и тут в комнату входит ваша бабушка.

Уже больше десяти лет я рассказываю об этой модели своим студентам и все больше убеждаюсь, как хорошо она помогает каждому понять собственное сексуальное поведение. Вот в чем ее суть.

Источник: http://ulybnidruga.ru

Опубликовано в рубрике Новости Метки:

Оставить комментарий:

 

Для того чтобы оставлять комментарии, необходимо Зарегистрироваться