Новая рубрика: обитатели нижнего мира
У манси более значимым для людей в повседневной жизни и религиозно-обрядовойпрактике являлся принадлежащий к Нижнему миру Самсай-ойка «Невидимый человек».Изображение Самсай-ойки имелось в каждом мансийском доме между чувалом (очагом)и стеной. При этом образ Самсай-ойки трактуется неоднозначно. С одной стороны,ему приписывается вредоносность: он, как посланник Куль-отыра, связан сраспространением эпидемий. С другой стороны, он защищает дом от нечистой силы идаже предохраняет обитателей дома от болезней.
В космогонических Куль выступает то как партнёр Нум-Торума, то как носительвраждебного начала. В мифах творения Куль противостоит Торуму: выпрашивает унего и прячет светила, вредит при создании людей, соблазняет их на нарушениезапретов и указаний Торума, создаёт вредоносных животных. По одним данным, Кульсброшен отцом с неба, по другим – родился под землёй. У него есть большой город,золотой дом, дети. Как и Калтась, Куль был не только всеобщим, но и местнымдухом покровителем манси в сел. Ясунт. Этого духа изображали в видеантропоморфной фигуры из дерева с заострённой головой.
Куль, Кынь-лунк (хант.), Куль-отыр (манс.), брат (или сын) Нум-Торума. Егообраз занимает значительное место в мифологии хантов и манси. Ему приносилисьжертвы.
Источник: http://ulybnidruga.ru